Положение дистанционного творческого фестиваля "Весеннее настроение"
Положение дистанционного творческого фестиваля "Весеннее настроение"
Логопедическая работа с аутичными детьми
Аутизм – это нарушеня коммуникативного поведения, эмоционального контакта с окружающим миром.
Основные задачи логопедической работы:
- Дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
- Установление эмоционального контакта с ребенком;
- Активизация речевой деятельности;
- Формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре;
- Развитие речи в обучающей ситуации.
Основные симптомы задержки и искажения речевого развития:
- Первая группа - полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.
- Вторая группа - характерна эхолалия, небольшой набор стереотипных коротких фраз (,стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве). Обращения и просьбы- криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.
- Третья группа- развернутая литературная речь, но не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.
- Четвертая группа - тихая, не четкая речь и эхолалия, иногда отсроченная во времени, пересказ не доступен.
Направления логопедической коррекции:
I. Развитие понимания речи:
• Эмоционально-смысловой комментарий, привязанный к опыту ребенка- комментирование деталей, ощущений, ситуаций, отношений, чувств других людей и самого ребенка, социальных правил.
• Сюжетное рисование- рисование любимых сюжетов , «историй в картинках» (комиксов), где главным героем является сам ребенок. Рисунки превращаются в целые книжки, которые будут перелистываться с удовольствием.
II. Растормаживание внешней речи (развитие возможности активно пользоваться речью).
• Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого- это может стать предпосылкой произвольного звукового, а затем словесного подражания.
III. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции (с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка).
IV. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции
(родители и специалисты подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем подхватывают его вокализации, повторяют их с интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова. Связывая с ситуацией).
Информация для педагогов:
- Недостаточная гибкость речевого выражения, нарушенное использование интонаций при общении;
- Отсутствие сопровождающей речи, жестикуляции;
- Стереотипное, повторяющееся поведение;
- Неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу с ребенком;
- Использование периферического зрения при всех контактах, никогда не смотрит в глаза;
- Склонность к жесткому порядку в повседневной жизни, болезненные реакции на изменения этого порядка.
Рекомендации для педагогов:
- Разговаривать спокойным тоном;
- Физический контакт свести к минимуму, не трогать ребенка без предупреждения;
- Использовать самые простые слова при общении, не вызывающие затруднений для понимания у детей;
- Не употреблять в формулировках частицу «НЕ».