Вход в ...

moodle e tabelsgo ban

Техническая поддержка

Телефон
службы технической поддержки: 

8 (8442) 42-25-57

 График работы:
Пн - Пт, 8:30 - 17:00

Отзывы и предложения

Перейдя по ссылке вы можете оставить свои отзывы и предложения по работе Центра

К сотрудничеству

ГКОУ ВЦОДИ

Работа с детьми-инвалидами ставит перед Вами ряд новых задач, с которыми Вы вряд ли сталкивались в своей профессиональной деятельности прежде. Дети, проходящие дистанционное обучение, не могут посещать обычную школу и страдают различными тяжелыми соматическими заболеваниями: ДЦП, бронхиальная астма, диабет, неврологические расстройства, онкологические и другие заболевания. Несмотря на различную этиологию и особенности протекания заболеваний, можно выделить несколько общих особенностей, свойственных всем детям, страдающим хроническим заболеванием и по мере возможности оказать им посильную помощь.

На что следует обратить особое внимание педагогу при общении с
ребенком-инвалидом:

  1. Прежде всего изменяется вся социальная ситуация развития ребенка. Он и его семья оказываются в условиях, когда взаимоотношения с окружающим миром значительно ограничиваются. Круг общения ребенка сокращается до пределов его семьи, он не вырабатывает тех социальных навыков, которые получают дети в обычной ситуации в процессе учебы. И это обязательно надо учитывать в работе с ребенком-инвалидом.
  2. Очень важно создать на уроке атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок-инвалид мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям.
  3. Другим важным моментом в обучении детей-инвалидов является неопределенность их будущего. Всякое развитие, и обучение как часть его, направлено в будущее и имеет смысл только в контексте тех целей, которых ребенок стремиться достичь, обучаясь тому или иному предмету. В случае тяжелого соматического заболевания, особенно с неопределенным или угрожающим прогнозом, у детей часто страдает мотивационная сфера. Ребенок перестает учиться не потому, что не может, а потому, что не хочет и не видит в учебе никакого смысла. Поэтому в работе с детьми-инвалидами роль учителя заключается не только в преподавании, но и в оказании некоторой психологической помощи. Важно показать, каких целей может достичь ребенок, необходимо развернуть до некоторой степени картину будущего перед ним, сделать ее более определенной. Например, можно рассказать о возможностях дальнейшего обучения, заинтересовать ребенка учебой, наполнить ее личностным смыслом. Помимо приобретения новых знаний ребенок может расширить круг своего общения, завести новых знакомых по переписке, обсудить свои проблемы с детьми, имеющими сходный жизненный опыт. Таким образом хотя бы отчасти будут разрешены эмоциональные проблемы.
  4. Очень важна эмоциональная вовлеченность детей-инвалидов в процесс обучения. У многих детей с хроническими соматическими заболеваниями наблюдаются расстройства в эмоциональной сфере. Ситуация болезни приводит к тому, что эмоциональный фон ребенка в целом снижен, наблюдается подавленность, тоска или апатия. И тут большую роль в изменении этого состояния может сыграть взрослый. Было установлено, что положительная обратная связь значительно увеличивает работоспособность детей даже в условиях астении и снижения энергетического компонента деятельности.
  5. Значительное влияние заболевание оказывает на физические возможности ребенка, в частности на особенности протекания психических процессов. Прежде всего, изменяются нейродинамические характеристики психической деятельности, т.е. ее скорость. Часто развивается астеническое состояние, так как это наиболее распространенный и наименее специфичный ответ ЦНС на самые разнообразные вредности. В структуре астении можно выделить несколько компонентов: слабость, раздражительность, нарушения сна, вегетативные нарушения. Необходимо подчеркнуть, что в своей работе Вы столкнетесь с этими нарушениями почти у всех детей-инвалидов, и их необходимо учитывать. Астения сказывается, прежде всего, на работоспособности человека. Зачастую в начале учебы работоспособность у ребенка даже выше, чем до заболевания, но в силу истощения ЦНС она быстро падает. Ребенок расстраивается из-за ограниченности своих возможностей, отказывается продолжать занятие, считает, что стоящие перед ним трудности непреодолимы. В силу снижения энергетического компонента деятельности работа, требующая больших произвольных усилий, выполняется с большим трудом. Нарушаются внимание, запоминание и воспроизведение. Усвоение нового материала происходит медленно и с большим трудом. Поэтому в ходе занятия необходимо делать небольшие перерывы, давать возможность ребенку переключиться на какую-нибудь другую деятельность. При этом интеллект ребенка сохранен, а выполнение им мыслительных задач может быть затруднено по уже перечисленным выше причинам.
  6. Для увеличения работоспособности можно использовать положительное подкрепление – в случае успеха или заинтересованности работой ребенок легко вовлекается в учебную деятельность.
  7. Важно поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне, подчеркнуть значимость его личного вклада в учебные успехи. Критика не должна носить характера порицания. Ребенку надо показать пути преодоления тех трудностей, с которыми он столкнется в учебе. Например, педагоги должны информировать своих детей о возможности получения дополнительной аппаратуры, если использование обычной клавиатуры затруднено.
  • •Разговаривая с ребенком-инвалидом, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы его не поняли.
  • •Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым педагог как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».
  • •Самое важное для ребенка-инвалида - это опытный и доброжелательный наставник рядом. Именно возможность общения с профессионалом, готовым поделиться опытом, знаниями дает неоценимый импульс для развития желание действовать, учиться. Это важно для любого ребенка, а для детей-инвалидов особенно.

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Всероссийская олимпиада школьников

intro

Электронные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (РОСОБРНАДЗОР)

Федеральный портал "Российское образование"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Официальный интернет-портал правовой информации

gia

ege

 

vgspu

© 2011-2015, ГКОУ "Волгоградский центр образования детей-инвалидов". 400079, г. Волгоград, ул. им. 64 Армии, д.36А. Тел. (8442) 42-22-45, E-mail: cdo-34@mail.ru
Сайт разработан и поддерживается информационно-техническим отделом ГКОУ ВЦОДИ.
С вопросами и предложениями, касающимися оформления и содержания сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@cdo34.org.ru

ru center  Яндекс.Метрика