Артикуляционная гимнастика - это успех красивой и правильной речи.

Советы логопеда родителям

Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком дома.

Взрослые и дети выполняют гимнастику для туловища, рук и ног, чтобы быть ловкими и сильными. Специальная (артикуляционная) гимнастика нужна и для наших органов речи - губ, языка и подъязычной уздечки, чтобы они могли выполнять движения, необходимые для четкого проговаривания всех звуков.

Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет выработать необходимую подвижность органов речи и избежать нарушений звукопроизношения. Некоторые дети благодаря помощи близких и своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно. Детям 5 -7 лет упражнения для губ и языка помогут исправить дефектные звуки. Сложные нарушения звукопроизношения будут преодолены быстрее, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 Мы, взрослые, не задумываемся, какое положение занимают наши губы и язык в процессе речи, - у нас навык автоматизировался. Ребёнку, чтобы приобрести этот автоматизм, необходимо развить точность и силу движений. Лучше малышу видеть свои органы речи, поэтому гимнастику рекомендуется проводить перед зеркалом, подражая показу взрослого или рассматривая соответствующие фотографии.

Упражнения для губ.

 Советы логопеда родителям2"Заборчик" (фото №1) Улыбнуться, обнажить верхние и нижние передние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 5 до7.

  

 

"Трубочка" (фото №2)Советы логопеда родителям3

 Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать губы в таком положении под счет от 5 до 7.

"Заборчик" - "Трубочка"

Раздвинуть губы "заборчиком" в широкой улыбке, затем вытянуть вперед "трубочкой". Чередовать движения 6-7 раз.

Советы логопеда родителям4Упражнения для языка.

"Лопаточка" (фото №3)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 5 до 10.

 

Советы логопеда родителям5"Желобок" (фото №4)

Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх. Вдох носом, выдох по средней линии языка - по желобку. 5 -7 раз.

 

Советы логопеда родителям6"Качели" (фото №5 )

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы ( с внутренней стороны), потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны). Менять положение языка 8-10 раз.

Советы логопеда родителям7 "Вкусное варенье" (фото №6)

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

 

 

Советы логопеда родителям8"Чашечка" (фото №7)

Улыбнуться. Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв передний и боковые края языка. Удерживать, считая до 10.

 

 "Лошадка" (фото №8)Советы логопеда родителям9

Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать.

 

 

Советы логопеда родителям10"Грибок" (фото №9)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Язык напоминает шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.

 

"Гармошка"

Прижать язык к нёбу (как в "Грибке") и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). При повторении упражнения ( до 10 раз) надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

"Часики" или "Маятник" (фото №10-11)Советы логопеда родителям11

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Ходят часики «тик-так», Язычок умеет так.

 Рекомендации к проведению упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут. Занимаясь с детьми, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений

Выполняя с ребёнком артикуляционную гимнастику, не забывайте пополнять словарный запас детей, учите слышать все звуки речи! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 Учитель-логопед Студнева Ольга Николаевна

О центре

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Волгоградский центр образования детей-инвалидов" (ГКОУ ВЦОДИ).

Адрес: Россия, 400079, Волгоград, улица 64 Армии, дом 36а.

Тел.: +7 (8442) 422 245

Мы в соц сетях