Зачем и как развивать навыки рефлексии у детей?

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

recomendation3

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

• осмысливать получаемые результаты;

• ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;

• находить мотивацию для самостоятельной работы;

• направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;

• навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

• Что происходило во время занятия?

• Что именно делал ты?

• Что при этом ты испытывал, чувствовал?

• Что понравилось, не понравилось?

• Через какие трудности тебе пришлось пройти?

• Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?" Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

• солнышко — прекрасное настроение;

• солнышко за тучкой — хорошее настроение;

• тучка — плохое настроение;

• дождливая тучка — грустное, печальное настроение;

• грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии.

Рефлексия у дошкольников — удивительное многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. 

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психологического и социального развития ребенка. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. У него изменяется кардинально социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психологическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные психические новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться.

Педагог-психолог: Грецева О.И.

Маленький манипулятор!

Маленький манипулятор!

 

Если ваш ребёнок всегда добивается чего хочет, умеет выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Если вы замечаете, что ребёнок манипулирует вами и получается у него это довольно успешно, тогда эта статья поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны и разобраться в причинах.

Манипуляция – это такой способ воздействия на другого человека, который позволяет манипулятору добиться для себя выгоды. Манипуляция, на первых порах, не осознается ребёнком как хитрость по отношению к родителю. Он всего лишь ищет короткий и выгодный путь решения проблемы. И это не плохо.

Почему дети манипулируют? 

Причина первая - перенимают стиль поведения в семье.

Чтобы начать манипулировать, ребёнок должен научиться этому у окружающих. К сожалению, большинство взрослых привыкли реализовывать свои потребности через манипуляцию: «Будешь себя хорошо вести у стоматолога, пойдём в кино». И ребёнок, подрастая, воспринимает это как норму. В дальнейшем он будет знать: чтобы мама донесла его на ручках до 5 этажа, нужно создать неудобную ситуацию: громко зареветь, лечь на асфальт, и тогда мама не захочет, чтобы на неё косо смотрели прохожие – подхватит свое 25-килограммовое чудо и понесет на 5 этаж вместе с пакетом продуктов из магазина.

Как решить проблему в этом случае? 

Понаблюдайте за собой и научитесь замечать, когда вам хочется заставить другого сделать выгодное для себя дело, не спрашивая его интересов. Отношения в здоровой семье должны строиться честно, на доверии и уважении. А где же честность в манипуляции? Постарайтесь остановиться, обдумать свое желание и найти способ честно попросить об этом. Например: когда хочется, чтобы ребёнок не приводил в гости шумных друзей, не притворяйтесь больной, скажите правду – вы очень устаете от шума, договоритесь с малышом и ограничьте время посещения друзей или организуйте их встречу вне дома.

Причина вторая - дети чувствуют слабость родителя.

Если мама или папа не уверены в себе, испытывают чувство вины, страха, боятся осуждения прохожих, не умеют справляться с собственным раздражением и паникой, то малыш будет манипулировать их эмоциями. И истерика в магазине станет для него обычным делом.

Как справляться в этом случае? 

Не бойтесь показаться плохой. Никакой жалости, стойте на своем решении твёрдо. А если испугались собственных эмоций, задайте себе вопрос: "Я куплю ему машинку только затем, чтобы окружающие не подумали обо мне плохого?" Остановите свою панику, вы взрослый человек, который может защитить себя и маленького ребёнка от недовольных прохожих. И вы считаете, что будет правильным не купить сейчас эту игрушку. Переживание негативных эмоций – нормальное явление, важно не впадать в возраст ребёнка и самому не начинать кричать, а оставаться взрослым и предложить: "Сейчас мы не можем купить эту игрушку, но давай подумаем, что бы мы могли сделать, чтобы в следующий раз ее купить?"

Как еще манипулируют дети? 

Притворяются медленными, беспомощными или больными. В первом случае устанавливайте жесткие рамки: "Даю 15 минут, чтобы ты оделся". Важно не нарушать слова, и если ребёнок не выполнит просьбу — отменить прогулку или поход в гости. Слёзы не должны разжалобить никого в семье. Если малыш вдруг "заболел" — вызывайте врача или записывайтесь на прием. Почти все дети терпеть не могут врачей и лекарства, поэтому "больной" выздоровеет на глазах.

Мы искренне желаем, чтобы в вашей семье всегда царили гармония, уважение и взаимопонимание

Педагог-психолог:Грецева О.И.

i

О центре

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Волгоградский центр образования детей-инвалидов" (ГКОУ ВЦОДИ).

Адрес: Россия, 400079, Волгоград, улица 64 Армии, дом 36а.

Тел.: +7 (8442) 422 245

Мы в соц сетях